Когда психолингвистика как самостоятельная дисциплина делала свои
первые шаги, в отечественной психологии активно развивалась теория
деятельности, которая берет начало в трудах Л. С. Выготского. В этих условиях
логичной стало появление теории речевой деятельности как центральной линии
развития в отечественной психолингвистике. Символично, что главным
разработчиком теории речевой деятельности стал А. А. Леонтьев, сын А. Н.
Леонтьева, сформулировавшего ставшие хрестоматийными положения
психологической теории деятельности.
Точно так же, как вся мировая психолингвистика на заре своего
становления, отечественная психолингвистика опиралась преимущественно на
психологический понятийный аппарат. Красноречивое тому подтверждение –
статья А. А. Леонтьева «Смысл как психологическое понятие», опубликованная
в 1969 г. В этой статье обнаруживается то влияние, которая оказала на теорию
речевой деятельности психологическая школа Л. С. Выготского. В частности,
для А. А. Леонтьева важно, что человек находится с окружающей
действительностью в отношениях активного овладения, воздействуя на
действительность. Такое воздействие становится возможным благодаря
способности человека заранее планировать свои действия. При этом важно, что
человеческая деятельность опосредована вспомогательными средствами,
каковыми в практической деятельности являются орудия, а в теоретической –
знаки, в том числе знаки языка. Орудия и знаки не механически
«приплюсовываются» к деятельности, а изменяют саму ее структуру. Тем
самым труд и язык перестраивают психику человека, наделяя ее новыми
качествами.
Эволюция взглядов А. А. Леонтьева на теорию речевой деятельности
прослеживается в вышедшей в 1975 г. статье «Знак и деятельность». В ней речь
уже традиционно рассматривается как один из видов деятельности, однако для
анализа значения вводится заимствованное из философии понятие
превращенной формы. Известно, что идеальный объект (квазиобъект) возникает
в социальной деятельности как превращенная форма действительных связей и
отношений. Эти связи и отношения переносятся на чуждый им по природе
материальный объект, снимаются в нем и заменяются иными отношениям,
сливающимися со свойствами этого объекта и выступающими как его свойства
и признаки. Типичный пример – денежная форма, которая является
превращенной товарной.
Язык есть система квазиобъектов – языковых знаков, где на место
реальных отношений подставлена их видимая форма, где реальные свойства и
отношения предметов и явлений действительности оказываются снятыми,
перенесенными на языковую субстанцию и восполненными предметностью и
свойствами языка. Имея собственную чувственную природу, языковой знак в то
же время выступает как составная часть системы общепринятых и
общезначимых форм и способов внешнего выражения и закрепления идеальных
явлений. Знак являет собой совокупность материального и идеального.
Апогеем научного пути А. А. Леонтьева можно считать последнюю
монографию этого выдающегося ученого «Деятельный ум», вышедшую в 2001
г. Эта монография – не только новое слово в теории речевой деятельности, но и
в значительной степени возвращение к истокам – к тем временам, когда
психолингвистика имела преимущественно психологическую направленность.
В этой работе А. А. Леонтьев неоднократно подчеркивает преемственность
теории деятельности и теории речевой деятельности.