Палкин А. Д. (Alexey D. Palkin)
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ВОЗМОЖНОСТИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Association Experiment: Potential of Gender Characteristics Research

Association experiment has long been an efficient method of applied research. In

2006, I conducted an association experiment with 140 Russian language speakers.

Comparing reactions of Russian males and females, I found that females were more

optimistic and cheerful than males, while the reactions of the latter were characterized

by greater emotional tension.

Ассоциативный эксперимент давно завоевал признание как эффективный

прикладной метод исследований. Среди его многочисленных преимуществ –

возможность сопоставлять реакции мужчин и женщин на одни и те же стимулы,

тем самым проливая свет на гендерную проблематику. На материале

ассоциативных реакций, собранных нами среди носителей русской

лингвокультуры в 2006 г. (анкетирование 140 респондентов), мы получили

достаточно интересные результаты, свидетельствующие о различии

ассоциативного мышления мужчин и женщин.

Рассмотрим несколько показательных примеров. Русские женщины по

сравнению с мужчинами отличаются большим оптимизмом и

жизнерадостностью: в ответ на стимул «жизнь» 8 респонденток предложили

реакцию «прекрасна», 8 других респонденток предложили реакцию «счастье»,

тогда как в мужской части выборки обнаруживается только единичная реакция

«прекрасна» (среди низкочастотных реакций прослеживается аналогичная

тенденция); в ответ на стимул «путь» 8 респонденток предложили реакцию

«жизненный», 7 – реакцию «длинный», тогда как у мужчин обнаруживаем

единичные реакции «жизненный» и «длинный», зато встречаются 2 реакции «в

никуда». Наиболее частотными реакциями на стимул «выпивка» стали

существительные «зло», «пиво», «водка», которые разделились между

мужчинами и женщинами примерно поровну, но 5 женщин упомянули

благородный напиток «вино», тогда как мужчины обошли его стороной, что

свидетельствует о стремлении женщин потреблять менее вредные для здоровья

алкогольные напитки. Эмоциональная напряженность в большей степени

выражена у мужчин: на стимул «сочувствовать» 10 мужчин и только одна

женщина ответили реакцией «переживать»; на стимул «радость» 21 респондентка

ответила реакцией «счастье» и 7 респонденток предложили реакцию «смех»,

тогда как у мужчин таких реакций насчитывается 12 и 2 соответственно, зато

мужчины заметно опережают женщин по антонимической реакции «горе» – 6

против одной у женщин. Возможно, это связано с материальными затруднениями:

12 мужчин и только 5 женщин на стимул «деньги» предложили реакцию «зло»,

при этом интересно, что с работой деньги ассоциируются в основном у женщин:

именно они предложили 6 реакций «работа» и 3 реакции «зарабатывать», тогда

как у мужчин обнаруживаем только единичную реакцию «работа». Отметим

также, что на стимул «работа» 7 респонденток предложили реакцию «любимая»,

на что респонденты-мужчины ответили двумя реакциями «тяжелая». Вера в

торжество справедливости в большей степени развита у женщин: на стимул

«справедливость» 9 респонденток предложили реакцию «правда» и 6 – реакцию

«восторжествует», а среди мужчин эти реакции встретились лишь по 2 раза.


Национальный вопрос волнует мужчин в заметно большей степени, чем женщин:

со стороны мужчин на стимул «жадный» последовали 7 реакций «еврей», а у

женщин такая реакция единична; на стимул «черный» только мужчины (6

человек) предложили реакцию «негр» и мужчине же принадлежит единичная

реакция «кавказец». Семейные ценности поддерживают главным образом

женщины, для которых «семья» – это «любовь» (10 реакций), «тепло» (3

реакции), «уют» (3 реакции); у мужчин из этого перечня встречается только

единичная реакция «любовь». «Дом» у женщин ассоциируется с теми же

ценностями: 14 реакций «семья», 10 реакций «очаг», 6 реакций «тепло», 5

реакций «уют»; реакции, принадлежащие мужчинам, заметно уступают этим

показателям в количественном отношении (5, 3, 3, 1 соответственно). В связи с

этим интересно также отметить стимул «муж», реагируя на который только

женщины (5 человек) предлагают реакцию «отец»; мужчины же предпочли

воспользоваться антонимом «жена» (25 реакций против 10 аналогичных реакций

у женщин).

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что мужчина, как это

ни парадоксально, является слабым звеном в современной русской

лингвокультуре.

Made on
Tilda