Палкин А. Д.
Различие языкового сознания мужчин и женщин,
или Об одном ассоциативном эксперименте в Японии

Человеческое мышление в значительной степени опосредовано языком. Зададимся
вопросом, различается ли восприятие мира у представителей разных полов в силу
особенностей их языкового сознания. В данной статье мы будем отталкиваться от результатов
ассоциативного эксперимента, проведенного в 2001 – 2002 гг. в городе Осака (Япония) среди
носителей японского языка.
Данные ассоциативного эксперимента подтверждают бесспорные расхождения в
языковом сознании мужчин и женщин. Думается, что подобные расхождения характерны для
носителей любого языка; разница будет заключаться только в степени и характере этих
расхождений. Перечислим основные стратегии ассоциирования, выявленные у носителей
японского языка, обращая особое внимание на гендерные различия.
1) Антонимизация, как и следовало ожидать, является одной из наиболее популярных
стратегий ассоциирования. Однако, данная стратегия присуща японским мужчинами в
большей степени, чем женщинам, которые, в свою очередь, нередко отдают предпочтение
оценочным реакциям.
2) Ряд реакций японских мужчин показали, что те социально ориентированы на
выполнение трудовой деятельности, бизнес, в то время как социальная ориентация женщин –
ведение домашнего хозяйства. Однако, следует отметить, что данный вывод сделан на основе
реакций, занимавших не первые, а вторые-третьи места в общем списке реакций на тот или
иной стимул. Это означает, что указанные предпочтения не являются ярко выраженными.
3) Японские женщины чаще мужчин упоминали способы применения предметов и
явлений, обозначенных предложенными словами-стимулами, что свидетельствует об их
большей прагматичности в сравнении с представителями противоположного пола.
4) Японские женщины в своих реакциях предпочитали конкретизировать пол и/или
возраст человека, называемого в реакции («мужчина», «бабушка»), а мужчины в подобных
ситуациях чаще ограничивались обобщающим термином («человек», «старые люди»).

Напечатано в:
Научно-практическая конференция МЭЛИ «Совершенствование подготовки
специалистов в условиях модернизации высшего образования в России», 21 – 22
апреля 2005 года, секция иностранных языков, тезисы докладов. М.: НОУ МЭЛИ,
2005. Стр. 12 – 13.
Made on
Tilda